Список ботана

Читать, чтобы писать: советы тем, у кого все впереди

Твои маленькие библиотекари собрали рекомендации и наставления любимых писателей для начинающих авторов. Читай, учись и пиши, ботан!

СТивен Кинг, Как  писать книги

Автобиографическая книга, состоит из двух частей. Из первой мы узнаем о событиях, которые привели Кинга к писательству, а вторая - практические советы авторам. Читаем!

  • Каждая взятая вами в руки книга дает свой урок или уроки, и очень часто плохая книга может научить большему, чем хорошая. 
  • Не ждите прихода музы. Как я уже говорил, это тупоголовый мужик, не поддающийся творческому трепету. 
  • Давайте проясним одну вещь прямо сейчас, о'кей? Нет на свете Свалки Идей, нет Центрального Хранилища, нет Острова Погибших Бестселлеров. Хорошие идеи рассказов приходят в буквальном смысле ниоткуда, падают прямо на голову с ясного неба: две совершенно отдельные мысли сцепляются вместе, и под солнцем возникает что то новое. Ваша работа не искать эти идеи, а узнать их, когда они появятся. 
  • Ирония, если она к месту, радует как встреча со старым другом в обществе незнакомых. 
  • К действу писания можно приступать нервозно, возбужденно, с надеждой или даже с отчаянием — с чувством, что вам никогда не перенести на бумагу то, что у вас на уме или на сердце. Можно начинать писать, сжав кулаки и сузив глаза, в готовности бить морды и называть имена. Можно начинать писать потому, что есть девушка, которую вы хотите уговорить выйти за вас замуж, можно начинать, чтобы изменить мир. По любому можно приступать, только не равнодушно. Я повторю еще раз: нельзя подходить к чистой странице равнодушно. Я не прошу вас приступать почтительно или безапелляционно. Не прошу быть политически корректным или отбросить в сторону чувство юмора (если у вас оно милостью Божией имеется). Это не конкурс популярности, не Олимп морали и не церковь. Но это — писательство, черт бы его побрал, а не мытье машины или подведение бровей. Если вы отнесетесь к этому серьезно, у нас может выйти толк. Если не сможете или не захотите, самое время закрыть эту книгу и заняться другим делом. Например, машину помыть. 
  • Ты можешь, ты должен, а если у тебя хватит храбрости начать — ты будешь.

 

Генри Миллер, Размышления о писательстве

Писательство как путь,   понятие души в слове     автора и другие литературные уроки   в   эссе  американского писателя и мастера интеллектуально - эротической прозы.

Эссе о литературном мастерстве и    месте слова  в жизни  автора от американского писателя и мастера интеллектуально - эротической прозы.

  • Писательство, как сама жизнь, есть странствие с целью что-то постичь. Оно — метафизическое приключение: способ косвенного познания реальности, позволяющий обрести целостный, а не ограниченный взгляд на Вселенную. Писатель существует между верхним слоем бытия и нижним и ступает на тропу, связывающую их, с тем чтобы в конце концов самому стать этой тропой.
  • Когда ты что-то пишешь, слова должны литься на бумагу, как вода из водопроводного крана. Чем дольше я вынашиваю в себе материал, тем сочнее он становится. Это результат внутренней компрессии. С чего начать? Как начать? Большинство людей впадают в прострацию, лишь посмотрев на чистый лист бумаги. Это случается со всеми. Это то же самое, что смотреть на пустой холст. Я нашел «секрет», открытый сюрреалистами; он заключался в том, чтобы просто писать обо всем, что взбредет в голову — иными словами, громоздя чепуху без точек, без всякой последовательности, пока не начнет вырисовываться то, что хочешь сказать. Затем весь подготовительный хлам ликвидируешь. Я пишу до тех пор, пока не устану или не исчерпаю тему. Но никогда не позволяю своему мозгу дойти до точки истощения. Однажды я получил хороший урок. Как-то раз написал 45 страниц и свалился без сил. Так что всегда стараюсь сохранить бодрость. Как с бассейном: его никогда не осушаешь — слишком долго его опять наполнять.
  • Писателю необходимо научиться вовремя ставить последнюю точку, когда пишешь слово «конец».

 

Милан Кундера, Искусство романа

Главный герой книги — европейский роман! Разбираем историю жанра и учимся на примерах работ классиков, чтобы творить собственные миры.

  • Все романы всех времен раскрывают тайну «я». 
  • Роман — это размышление о человеческом существовании, представленном через воображаемых персонажей. 
  • Дух романа — это дух сложности. Каждый роман говорит своему читателю: «Всё гораздо сложнее, чем ты думаешь». 
  • Согласно известной метафоре, романист разбирает дом своей жизни, чтобы из его кирпичей выстроить другой дом: дом своих романов. 
  • Метафоры. Я их не люблю, если они являются всего лишь украшением. Я здесь имею в виду не только банальности вроде «зеленый ковер прерии», но и, например, Рильке: «Смех тек из распяленных ртов, как гной из открытых ран». Или вот: «Уже облетела пушистая листва молитв, они поднимаются из уст сухими сучками» («Записки Мальте Лауридса Бригге»). Зато метафора кажется мне незаменимой как средство осознать, благодаря внезапному откровению, неуловимую сущность вещей, ситуаций, персонажей. Мое правило: минимум метафор в романе; но если они есть, то должны быть кульминационными точками.

 

Айн Рэнд, Искусство Беллетристики

Письмо и подсознание, литература как искусство, символика, юмор и оправдание трагедий в писательском курсе Айн Рэнд. Читаем и конспектируем!

  • Писатель никогда не должен употреблять слово «неописуемо» - если это «неописуемо», то и не нужно этого делать. 
  • Избегайте двух метафор, чтобы описать одну вещь. Иногда две метафоры подходят для описания предмета. Вы должны быть безжалостными и выбрать ту, что лучше. Повторение всегда ослабляет впечатление, оно имеет эффект проецирования сомнений автора, его неуверенность, что первое описание достаточно хорошо. 
  • Хороший стиль — тот, что передает больше смысла с самой большой экономией слов. 

 

Рэй Брэдбери, Дзен в искусстве написания книг

Книга, как душевный разговор с наставником, в котором автор расскажет, как создавал сам и научит создавать тебя.

  • Читайте авторов, пишуших так, как мечтаете писать вы сами, мыслящих так, как вам самим хочется мыслить. Но читайте и тех авторов, которые мыслят не так, как вы, или пишут не так, как хотелось бы писать вам — для того, чтобы получить стимул посмотреть в том направлении, куда вы и не взглянули бы многие годы. 
  • У великих стихотворений и великих сценариев есть одно общее свойство: они оперируют компактными образами. Если ты подберешь правильную метафору, правильный образ, и вставишь его в эпизод, он один может заменить четыре страницы диалога. 
  • С идеями следует обращаться как с кошками: надо добиться, чтобы они сами за тобой бежали. Если ты попытаешься подойти к кошке и взять ее на руки,   нет! Она этого не позволит. Тут надо сказать: «Ну и черт с тобой!». И кошка скажет себе: «Погоди-ка минутку. Он ведет себя странно. Не так как все люди». И кошка пойдет следом за вами просто из любопытства: «Да что с тобой? Почему ты меня не любишь?».

 

Марио Варгас Льоса, Письма молодому романисту

Нобелевский лауреат по литературе преподает тебе уроки писательства и делится секретами. Польза!

  • Литератор пишет прозу, правильную прозу, традиционную, но эта проза ничего не стоит, если в нее не вкраплены блестки юмора, удачные выдумки, ирония, злость или сарказм. 
  • Темы сами по себе ничего в романе не предопределяют, они будут хорошими или плохими, захватывающими или скучными в зависимости от того, как поступит с ними писатель, превращая их в реальность, созданную из слов, где слова выстроены в определенном порядке. 
  • Художественный вымысел — это ложь, под которой таится глубокая истина; это жизнь, которой никогда не было, но о которой люди в любую эпоху мечтают и поэтому вынуждены ее выдумать.